Система оценки успеваемости

Здравствуйте, Михаил Петрович.

В настоящее время в НГУ, как и в большинстве ВУЗов России для оценки успеваемости используется 5-ти бальная система, но номинально используются лишь оценки 2,3,4,5. Т.е. система сильно ограничена в оценке студента. Не кажется ли Вам, что НГУ может пойти на эксперимент и на одном из факультетов ввести 20-ти бальную или 100-бальную систему (вообще варианты могут быть любые). Потому что всем известно, что пятерка пятерка рознь, как, впрочем, и любая оценка. Также во многих престижных европейских заведениях имеется минимальный средний балл, чтобы успешно закрыть год (в некоторых заведениях он достаточно высок, например, 12 из 20 при средней оценке за экзамен около 12). При этом там активно используются оценки 2 и 3 (что в нашей градации около 1). Такой эксперимент может сильно поднять уровень обучающихся, т.к. для ленивых студентов будет недостаточно сдать всё на троечки, нужно будет повышать средний балл, для дальнейшего обучения. Также можно (нужно обязательно!) ввести коэффициенты предметов для учёта среднего балла, потому что несправедливо, если человек, плохо сдавая основные предметы на факультете, будет себе сильно поднимать средний балл за счёт второстепенных.

Система оценки успеваемости: 3 комментария

  1. В Вашем вопросе поднята важная тема мотивации студентов, и система оценивания в каком-то смысле может на нее повлиять. Выбор шкалы оценивания связан больше с традициями, а не с существом дела. В университетах (не только европейских), имеющих высокие позиции в мировых рейтингах, используются разные системы оценок: и похожая на российскую 5-ти балльная, а также 12-ти, 20-ти, 100-балльная и другие. Основная проблема не в числе градаций, а в способе выведения оценки. 100-балльная оценка имеет значительную тенденцию быть линейной: ответ студента оценивается по большой совокупности факторов, каждый из которых вносит вклад на 2-5 пунктов, а уже затем все складывается
    и сумма дискриминируется, если необходимо, на качественные градации.
    Наша традиция (имеется в виду НГУ) состоит в том, что оценка по смыслу своему качественная и нелинейная. Качественный характер оценивания является конкурентным преимуществом нашей системы над западной.
    Еще более важно, что работодателю важен не средний балл выпускника, а его умения решать реальные задачи, возникающие в практической работе.
    Ваши учебные планы по направлениям (специальностям) подготовки составляются с учетом важности преподаваемых дисциплин. Конечно, мнение студентов об учебных курсах как «основных» и «второстепенных» надо принимать во внимание при совершенствовании образовательных программ. В соответствии с Программой развития НГУ с 2014 года будет поэтапно вводиться мониторинг качества учебных курсов, в рамках которого каждый студент сможет оценить преподаваемые дисциплины.

    • Михаил Петрович, спасибо за ответ.

      Насколько я понял изменение системы оценки в планах не стоит. Мой вопрос касался, как Вы правильно заметили, повышения мотивации студентов. И это искусственная мера её повышения. Но Вы про умения решать конкретные задачи (тут я не понял из Вашего ответа прививает ли НГУ это качество), то тут полный крах. НГУ ориентирован сейчас (или был изначально ориентирован) на подготовку кадров для академии наук, практически любой работодатель скажет Вас, что выпускника надо переучивать (учились 4-6 лет и надо ещё) под конкретные задачи, т.к. он никогда, грубо говоря «гаек не крутил и схем не паял». Во всем мире выпускники с классическим образованием стремятся работать в R&D центре, которых у нас в стране просто нет, но и там российские студенты не сильно в почете, т.к. они не владеют навыками работы в команде, не имеют опыта проектной работы в строго ограниченных временных рамках (я помню, насколько условны все сроки сдачи заданий были, когда я учился на ФФ), соответсвенно никаких управленческих навыков. Понятно, что введением курса менеджмента проблему не решить.

      Насколько НГУ прислушивается к работодателям (или готов прислушиваться), чтобы выпускники ещё больше котировались на рынке труда. НГУ проводил недавно конгресс выпускников. Может быть, стоит провести большой круглый стол с представителями бизнеса и крупными предприятиями, чтобы узнать их видение, их мнение, их требования к навыкам выпускников.

      Это серьезная проблема, т.к. многие (в том числе и я) не знал, что меня ждет, когда я закончу университет. Вроде бы все знают, что НГУ хороший ВУЗ, но где ты можешь найти работу после него непонятно.

  2. Позвольте поблагодарить Вас за вопрос и комментарии к нему. В НГУ осознаны те проблемы, которые Вы обозначили. Кроме того, сделаны первые шаги по их решению (в т.ч. проведен первый Конгресс выпускников). В наших планах на ближайшее будущее — все те мероприятия, о которых Вы написали

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>